Известно, что во времена Советского Союза во всех республиках 1 мая отмечался как день солидарности трудящихся. Но мало кто представляет, что этот популярный социалистический праздник берет свое начало в Америке. История этой «красной даты» связана с событиями, которые произошли в Чикаго в 1886 году. Тогда 1 мая 1886 года рабочие Чикаго объявили забастовку против 15-часового рабочего дня и потребовали у владельцев фабрик перехода на 8-часовой рабочий день. Демонстрации продолжались 4 дня. В итоге были арестованы и осуждены сотни митинговавших, шесть рабочих было убито и 50 ранено. Но и это не остановило рабочих.
В июле 1889 года 1 Конгресс 2 Интернационала в Париже вынес решение считать 1 мая Днем международной борьбы за 8-часовой рабочий день и Днем международной солидарности пролетариев всех стран. В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями.
В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». В Советском Союзе День международной солидарности трудящихся был государственным праздником, отмечался помпезными демонстрациями, а 1 и 2 мая были выходными. Теперь в России он лишен какой-либо политичности и является Днем Весны и Труда. Последний раз официальное празднование Первомая, как Дня солидарности трудящихся, состоялось в 1990 году. В 1992 году праздник был переименован в «Праздник весны и труда». И теперь этот праздник стал частным делом каждого. Но если говорить о символах ушедшего Первомая, то многие вспоминают об этом с грустинкой. Приходят на память разные транспаранты, бумажные цветы и фанерных символов мира голуби... Все это строгали, клеили, рисовали недели за две до первомайских праздников, в предвкушении долгожданных выходных. Из комодов, шкафов и сервантов извлекались воздушные шары. У современного Первого Мая, конечно же, нет никаких подобных атрибутов. Колонны демонстрантов канули в Лету. Пожалуй, неизменным осталось только предвкушение праздничных дней.
Масленица — древнейший
народный праздник проводов зимы и встречи весны.
Древний славянский праздник пришел к нам из языческой культуры
и сохранился после принятия христианства. Для всего русского
населения семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем
в году. Народ ласково называл этот праздник "касаточка",
"сахарные уста", "целовальница", "честная
масленица", "веселая", "пеpепелочка",
"объедуха".
Масленица на протяжении многих веков сохранила
характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены
на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Неотъемлемой частью праздника были катания
на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую.. Среди обычаев
сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер
и взятие снежного городка.
Понедельник —
"встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали
ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его
и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы
со сладостями.
Вторник — "заигрыш". В
этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались
на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест,
а девушки —женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).
Среда — "лакомка".
На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг — "разгуляй". В
этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции
катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой
стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг —
оборона или взятие снежного городка.
Пятница — "тещины
вечера", когда зять едет "к теще на блины".
Суббота — "золовкины
посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам
и угощаются блинами.
Воскресенье — это
заключительный, "прощеный день", когда просят прощения у родных
и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют
и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу.
В этот день на огромном костре сжигают соломенное
чучело, олицетворяющее уходящую зиму.
Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.
Все началось в начале весны 1857 года... , когда текстильщицы Нью-Йорка прошли "маршем пустых кастрюль" по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем…Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.
Клара Цеткин предложила поставить вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный Женский День был проведен19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.
Лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта.
10 января 1919 года Председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский отправляет во ВЦИК, предложение отпраздновать годовщину РККА 28 января: 28 января, исполняется год со дня издания Советом Народных Комиссаров декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной армии, приурочив празднование к 28 января, - дню издания декрета. Приказ приходит с опозданием, и тогда решают совместить празднование с днём Красного подарка — 17 февраля. Но так как 17 февраля попало на понедельник, день Красного подарка, и, соответственно, годовщину РККА отложили на ближайшее воскресенье, то есть на 23 февраля. Газета «Правда» сообщала: Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. Затем праздник был на несколько лет забыт и возобновлен в 1922 году. В 1923 году широко праздновалось 5-летие РККА, и праздники на 23 февраля приобрели всесоюзный уровень. Именно тогда, по мнению историка В. Миронова, начинаются попытки изобрести некое событие, оправдывающее эту дату. Во второй половине 30-х гг. для обоснования даты был сочинён миф о победе, якобы одержанной в этот день над немцами под Псковом и Нарвой. Согласно архивным данным, к вечеру 23 февраля немцы находились в 55 км от Пскова и 170 км от Нарвы. Никаких боев в этот день ни в немецких, ни в русских архивах не зафиксировано..
С 2002 года по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днём и эта дата отмечается как «День защитника Отечества» в соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 год).
24 марта 2006 года Госдума постановила исключить из официального описания праздника в законе слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)», а также изложить в единственном числе понятие «защитник».
Сегодня 23 февраля в России является неформальным народным праздником мужчин, который празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин — военнослужащих.
25 января - Татьянин день, день российского студенчества
12 января (по юлианскому календарю) 1755 года — в день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова — русская императрица Елизавета одобрила прошение Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и общественной мысли.Впоследствии в одном из флигелей старого здания университета была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая объявлена покровительницей всего российского студенчества.Празднование дня студента в Российской Империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения официальных церемоний в здании университета. Затем — шумные и весёлые гуляния проходили по городу. Под студенческую «гулянку» француз Оливье, бывший хозяином «Эрмитажа», даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник. На праздновании, как водится, выпивали. Но в этот день царские жандармы, встретив выпившего студента, не трогали его, а напротив предлагали свою помощь
История Татьяны, которая была прославлена Церковью в лике Святых Мучеников, относится к периоду зарождения христианской церкви, к ее римскому времени. Татьяна родилась в семье знатного римлянина, который неоднократно избирался римским консулом. В те времена многие знатные и незнатные римские граждане становились тайными христианами. Был тайным христианином и отец Татианы, который предпочел также воспитать и свою дочь в духе христианства. Преданность его дочери христианскому учению была настолько сильна, что она приняла решение не выходить замуж, а отдать всю себя на служение Богу и Церкви.Начало христианских времен характеризовалось религиозными войнами. Согласно церковным преданиям в этот период происходили гонения на христиан со стороны язычников, что не понимали христианского вероучения. Так, в 226 году Татиану схватили язычники и попытались принудить девушку принести жертву в храме Аполлона. Татиана усердно молилась Христу об избавлении от этих страданий — и неожиданное землетрясение повергло всех в страх и трепет. Идол Аполлона разлетелся на куски, а большая часть храма развалилась, придавив камнями некоторых жрецов Аполлона.Тогда Татиану начали избивать, однако она терпела все мучения со стойкостью и мужеством. В это время палачам девушки неожиданно открылось, что их жертву защищают Ангелы Господни, что отводят от нее все удары. Услышали они также и голос Господа, обращавшегося к девушке. Они сразу же уверовали во Христа и просили Татиану простить им их грех, что они совершили против нее. За такую перемену веры и исповедание Христа бывшие палачи сами были преданы пыткам и казнены. На другой день Татиана вновь была предана мучениям, однако и тут осуществилось чудесное искупление.Святая мученица была брошена в тюремное заточение. Здесь она молилась Богу и общалась с Ангелами. Когда Татиану вывели на арену цирка и бросили на нее огромного льва, то и здесь девушка не испугалась. Лев не только не тронул Святую, но и загрыз одного из ее мучителей. Тогда ее бросили в огонь, однако и в этом случае Господь отвел от нее пламя. Языческие жрецы заперли Татиану в храме Зевса, решив, что она ведьма. Чтобы лишить Татиану силы, ее волосы были острижены жрецами, однако на утро, придя в храм, они обнаружили поверженного идола и радостную Татиану, что воспевала хвалу Богу. Тогда жрецы приняли решение отсечь голову Татиане и ее отцу.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему»